Сторителлинг – педагогическая технология, выстроенная в применении историй с конкретной структурой и интересным героем, которая направлена на разрешение педагогических вопросов воспитания, развития и обучения.
Термин «сторителлинг» пришел к нам из английского языка и в доскональном переводе звучит как «рассказывание истории». Однако, в русском языке этому термину имеется весьма хороший синоним – «сказительство», подразумевая под собой исполнение сказаний, искусство увлекательного рассказа. Первоначально техника сторителлинг зарекомендовала себя как довольно результативное средство построения внешних и внутренних коммуникаций.
Виды сторителлинга:
- Устный сторителлинг неотделим от публичных выступлений, важной его частью является взгляд, эмоции, жесты, личность говорящего. Он используется как в презентациях, так и в межличностном общении.
- Письменный сторителлинг сегодня является объектом пристального изучения, эта технология влияния и завоевания внимания аудитории востребована копирайтерами, блогерами, маркетологами и журналистами.
- Мультимедийный, или цифровой сторителлинг используется в сайтостроении и цифровой журналистике, в социальных сетях, а также при создании презентаций и видеороликов. Цифровой сторителлинг может быть реализован в разных форматах: в виде видеоролика, презентации или цифровой публикации с мультимедийным контентом (пример: публикация The Jockey в The New York Times).
Цифровой сторителлинг – это метод электронной коммуникации, основанный на организации мультимедийного контента вокруг одной истории. Этот метод коммуникации может быть реализован на основе разных технологических решений.
Разновидности цифрового сторителлинга и технологии разработки публикаций на его основе
- Рисованное видео. В основе рисованного видео (или дудл-видео) лежит анимационный прием – зритель наблюдает, как рука условного художника рисует стилизованные картинки. Ресурсы для создания роликов в этом стиле: VideoScribe (www.sparkol.com), Powtoon (www.powtoon.com), которые позволяют прорисовывать изображения из библиотеки или создавать собственные, режиссировать сцены ролика и добавлять закадровый голос рассказчика.
- Анимированный сторителлинг. Создается и озвучивается видеоролик, все визуальные элементы которого находятся в движении.Для быстрого создания учебных проектов в этом стиле целесообразно использовать онлайн-сервисы, которые предлагают готовые библиотеки персонажей, клипарта и анимационных эффектов и весь необходимый инструментарий (Powtoon, GoAnimate — goanimate.com).
- Комиксы и раскадровки. Онлайнсервис Pixton (www.pixton.com) помимо многочисленных шаблонов сцен и богатой библиотеки клипарта позволяет создавать собственных персонажей, настраивать их позы, мимику, жесты, создавать свои сцены, объединяя их в комиксы и раскадровки. Получившиеся изображения и композиции можно рассматривать как небольшие самостоятельные проекты или использовать в качестве рабочих материалов для создания презентаций и видеороликов.
- Презентации. Хорошо знакомый программный продукт позволяет делать проекты на основе цифрового сторителлинга. Для создания проектов можно использовать PowerPoint, расширение Office Mix (mix.office.com), Prezi (prezi.com), Sway (www.sway.com) и другие ресурсы.
- Видеомонтаж. Для создания проекта используется любой видеоредактор, достаточно возможностей Киностудии Windows Live или YouTube Editor. Эта технология подходит для учащихся, готовых работать с самостоятельно отобранными и подготовленными изображениями, личными или семейными фото- и видеоматериалами.
- Веб-страница с мультимедийным контентом может быть создана на основе любой известной учащимся технологии создания веб-страниц, новички могут использовать конструкторы сайтов.
Многообразие программ и форматов позволяет выбирать технологию проектирования цифрового сторителлинга.
Методика организации проектной деятельности учащихся на основе цифрового сторителлинга
- Разработка концепции. Включает в себя выбор темы, определение целей и задач цифрового рассказа, целевой аудитории.
- Сбор и анализ информации. На этом этапе осуществляется поиск информации по теме, ее анализ, размышления, выработка авторской позиции.
- Создание истории. На этапе создания истории нужно вспомнить элементы классической сюжетной схемы, роль конфликта в повествовании, основные виды сюжетов. История хорошо воспринимается, когда она вызывает доверие, поэтому предпочтительны рассказы от первого лица. Персонажи и их проблемы, а также позиция рассказчика должны вызывать эмоциональный отклик. При этом истории лучше создавать достаточно простыми и короткими, содержать одну главную мысль, подаваемую ненавязчиво.
- Раскадровка. На этом этапе создается раскадровка, осуществляется окончательный подбор визуального и аудиоматериала. Для ускорения и упрощения работы можно пользоваться наборами сцен и клипартов в сервисах VideoScribe, Powtoon, GoAnimate.
- Монтаж. Собранный контент соединяется в рабочем пространстве проекта. К готовым сценам добавляется закадровый голос (если звук не был записан на третьем этапе). В случае необходимости добавляется музыка, аудиоэффекты, шумы, анимация, переходы.
- Презентация проекта. Представление проекта. Делаются необходимые доработки.
- Публикация. Для мотивации студентов и конкретизации задач цифрового сторителлинга можно заранее определить способ публикации или представления продукта: размещение на Youtube, в социальных сетях, в личном портфолио, в галерее сервиса разработки, на сайте (блоге) педагога и т.д.
Цифровой сторителлинг как инновационная образовательная технология интерактивного повествования
Контакты:
Методист отдела информатизации Казакова Екатерина Васильевна, тел. 242-99-14, e-mail: kazakova@minsk.edu.by.