Адрес: г. Минск, ул. Киселева, 24
Телефон: 8 (017) 289-55-76
Факс: 8 (017) 289-52-65
E-mail: iso@minsk.edu.by

Помощь педагогу при работе с интерактивным оборудованием

  I. ИНТЕРАКТИВНОЕ РАБОЧЕЕ МЕСТО ПЕДАГОГА

Требования к интерактивной панели
  1. Интерактивная панель с инфракрасной технологией и встроенным ПК, поддерживающим работу в двух операционных системах (ОС) – Windows и Android. Панель должна иметь антивандальное покрытие, с минимальным значением 7 (кварц) по шкале Мооса. Возможность одновременной работы по касаниям: распознавание не менее 10 касаний. Наличие USB 2.0 не менее 4; USB 3.0 не менее 2.
  2. Форм-фактор дисплея – встроенный, тип дисплея – LCD, соответствие стандартам – VESA FDMI, технология подсветки – Direct LED или Edge LED, технология дисплея – TFT активная матрица, размер видимого изображения по диагонали – не менее 165 см (65") и не более 191 см (75"), разрешение экрана не менее – 1920×1080, формат изображения 16:9 или 16:10.
  3. Форм-фактор панели – моноблок.
  4. Срок службы при непрерывной работе – не менее 30 000 часов.
  5. Масса – не более 90 кг.
  6. Встроенный модульный ПК для ОС Windows: процессор – Intel, четырехъядерный 3,2 ГГц, 5Мб кэш или аналог; модуль оперативной памяти (ОЗУ) – 4 Гб; жесткий диск – HDD не меньше 500 Гб, 5400 об/мин и выше; видеоадаптер – интегрированный либо дискретный с поддержкой HDMI.
  7. Встроенный модульный ПК ОС Android: процессор – ARM Cortex A9 или аналог; модуль оперативной памяти (ОЗУ) – 512 Мб; модуль постоянного запоминающего устройства (ПЗУ) – 4 Гб; звуковой адаптер – интегрированный; сетевой адаптер – интегрированный, 100/1000 Мбит/с, UTP, LAN: Gigabit Ethernet (RJ45); модуль беспроводной связи Wi-fi – с обязательной поддержкой стандартов: IEEE 802.11a/n.
  8. Программное обеспечение – предустановленная Microsoft Windows, а также пакет Microsoft Office, приобретаемый в рамках программы Enrollment for Education Solutions.
  9. Гарантийное обслуживание – не менее 24 месяцев. Должно предусматриваться послегарантийное обслуживание, наличие сертифицированных центров в Республике Беларусь.
  10. Аксессуары (в комплекте) – не менее 3 маркеров для работы на интерактивной панели, пульт дистанционного управления, USB-флэш с драйверами, кабели для работы.
  11. Для размещения интерактивной панели необходимо использовать стенд (стойку) заводского исполнения, который должен иметь высокие эксплуатационные характеристики, а также обеспечивать надёжное и безопасное размещение интерактивной панели с диагональю экрана не менее 165 см (65") и не более 191 см (75") и массой до 90 кг; возможность изменения высоты расположения от нижнего края экрана панели до пола в диапазоне от 0,7 до 1 м. Стенд (стойка), а также защитно-декоративное покрытие, выполняются из негорючих и не распространяющих горение материалов. Материал основных несущих элементов стенда (стойки) – сталь. Используемые пластиковые элементы должны выполняться из негорючих материалов, препятствующих распространению горения и не выделяющих вредных соединений под воздействием высоких температур. Стенд должен быть оборудован поворотными колёсами диаметра не менее 70 мм со стопорами для легкого перемещения и регулировки положения, а также иметь полки либо отсеки для хранения материалов и аксессуаров.
Требования к проекционному оборудованию
  1. Мультимедийный проектор: тип матрицы – LCD, разрешение – XGA (1024×768), световой поток – 2500 ANSI lm, контрастность – 2000:1, ресурс лампы – не менее 3000 часов, соотношение сторон – 16:9, интерфейс подключения – VGA, HDMI.
  2. Экран – установка – на штативе, соотношение сторон – 16:9, размеры рабочей области – 221×124,5 см, 100 дюйм.
  3. Интерактивная доска: размер – 75 дюйм, тип интерфейса подключения - USB 2.0, длина кабеля не менее 5 м, комплектация (должно быть включено) – оборудование для настенного или напольного использования и электронный маркер.
  4. Программное обеспечение – русифицированное, обеспечивает работу в операционной системе Windows, имеет руководство пользователя.
Требования к компьютеру педагога
  1. Системный блок: процессор с системой охлаждения – Intel 6-го поколения, 6Мб кэш или аналог; системная (материнская) плата – чипсет в соответствии с требованиями процессора, для корпуса «полноразмерный» ATX; модуль оперативной памяти (ОЗУ) – 8 Гб, параметры в соответствии с требованиями материнской платы; жесткий диск – HDD не меньше 1 Тб, 5400 об/мин и выше; видеоадаптер – дискретный не меньше 1024 Мб, 256-bit GDDR5; устройство чтения/записи компакт-дисков – DVD+/-RW; звуковой адаптер –интегрированный; сетевой адаптер – интегрированный, 100/1000 Мбит/с, UTP; блок питания с системой охлаждения – мощность не меньше 500 Вт, параметры в соответствии с требованиями оборудования; корпус системного блока – полноразмерный АТХ, с двумя разъемами USB и аудиоразъёмами (для наушников и микрофона) на лицевой панели; модуль беспроводной связи Wi-fi – внешний либо интегрированный в системную плату.
  2. Внешние аксессуары: монитор – 19.5 дюйм LCD, 1920×1080; клавиатура –проводная, USB, русский/латинский раскладка; манипулятор типа «мышь» –проводная, USB, оптическая, с ковриком; колонки – акустическая система 2.0; наушники с микрофоном – с регулятором громкости и кнопкой отключения микрофона.
  3. Программное обеспечение: операционная система – предустановленная Microsoft Windows; пакет Microsoft Office – приобретаемый в рамках программы Enrollment for Education Solutions.
  4. Принтер: технология печати – лазерный; формат листа – A4 (210×297 мм); скорость печати – 20 стр./мин; ресурс картриджа – не менее 1500 страниц; дополнительный картридж – не менее 1500 страниц.
  5. Сканер: формат листа – A4 (210×297 мм); разрешение – 2400×4800.
  6. Веб-камера: количество точек матрицы – 1,3 Мп; длина кабеля – 1,5 м; разрешение снимка – 1024×768; количество кадров в секунду – 30 кадров/с.
  7. Многофункциональное устройство: формат листа печати и сканера – A4 (210×297 мм); скорость печати – 20 стр./мин; разрешение сканера – 1200×600.
  8. Сменный (внешний жесткий) диск – HDD не меньше 1 Тб, 5400 об/мин и выше, интерфейс подключения USB 3.0.
  9. Портативный (мобильный) компьютер: размер диагонали экрана – не менее 10”, разрешение не меньше 1366×768, матовый экран; 4-х ядерный процессор с низким энергопотреблением Intel Atom Z3735F или аналогичный; не менее 2 Гб оперативной памяти; встроенный диск не менее 32 Гб; поддержка Wi-fi; поддержка Bluetooth; количество USB портов не менее 2-х; возможность расширения дискового пространства за счёт внешних карт памяти без использования переходником и с отсутствием выступающих частей в интегрированном состоянии; наличие встроенных колонок, встроенного микрофона и камеры разрешением не менее 1,8 Мп; наличие аудиоразъёмов для подключения наушников и микрофона; видеовыход HDMI/miniHDMI/microHDMI (любой); размер АКБ не менее 10000 мА×ч; предустановленная Microsoft Windows, а также пакет Microsoft Office, приобретаемый в рамках программы Enrollment for Education Solutions.
  10. Беспроводной маршрутизатор: беспроводная связь – 1 порт 10/100BASE-TX Ethernet WAN, 802.11g Wireless LAN; LAN-порты – 4 порта 10/100BASE-TX Ethernet LAN; дополнительно – межсетевой экран с поддержкой SPI DoS.

  II. ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ УЧЕБНОГО КОНТЕНТА ПРИ РАБОТЕ С ИНТЕРАКТИВНЫМ ОБОРУДОВАНИЕМ

Психолого-педагогические аспекты

  При подготовке учебного контента (интерактивные конспекты, мультимедиапрезентации и т.п.) необходимо учитывать:

- общедидактические принципы подготовки учебных материалов;
- психологические особенности восприятия информации с экрана и на печатной основе;
- эргономические требования представления информации на экране и бумажном носителе.

  Одновременно следует стремиться максимально эффективно использовать возможности, предоставляемые современными образовательными информационными технологиями.

Мотивация

  Необходимая составляющая обучения, которая должна поддерживаться на протяжении всего урока. Большое значение имеет четко определенная цель, которая ставится перед учащимися. Мотивация быстро снижается, если уровень поставленных задач не соответствует уровню подготовки учащегося, а также качество представления учебного контента не оправдывает его ожиданий. Необходимо учитывать, что современные учащиеся живут в активной (агрессивной) информационной среде, в период гиперактивного технического прогресса. Большинство имеют неограниченный доступ к компьютерам, Интернету, являются активными участниками сетевых сообществ.

Постановка учебной цели

  Цели и задачи обучения должны быть четко и ясно сформулированы в ходе урока. Учащийся должен не просто узнать очередную порцию информации, а научиться делать что-то новое. Цели используются в качестве стимула для решения каких-то задач и, таким образом, дальнейшего продвижения вперед за счет достижения успеха. Стоит ставить достаточно сложные цели (предполагающие усилия), но при этом они должны быть достижимыми. Цели должны характеризоваться исходя из результата, а не количества проделываемой работы. Цель должна быть выполнима в определенном временном измерении.

Создание предпосылок к восприятию учебного материала

  Для создания предпосылок к восприятию учебного материала могут быть полезны вспомогательные материалы (руководства, памятки, опорные схемы, аудио- и видеоматериалы, методические пособия, картинки, таблицы, карточки с заданиями, игрушки и т.д.), входящие в комплект учебника или подготовленные самим преподавателем.

Подача учебного материала

  Форма и метод подачи материала определяются в зависимости от решаемых учебных задач. Важной задачей является корректное оформление порций учебного материала (слайд, кадр, страница конспекта и т.д.), выводимых на монитор или поверхность интерактивного оборудования.

Рекомендуемые форматы для разного типа информации

Тип информации

Форма представления информации

Общие понятия, определения и т.п.

Заголовки, списки, текст в свободном виде

Списки, последовательности, упорядоченные данные

Нумерованные и ненумерованные (маркированные) списки, текст в виде колонок

Физические объекты

Рисунки и фотографии

Информация, распределенная по территории (контакты, поездки, наблюдения и т.д.)

Карты

Идеи, концепции, гипотезы и т.п.

Модели, диаграммы Венна, диаграммы мозговых штурмов

Процессы, проекты, организация работ

Блок-схемы, сетевой график, диаграмма Гантта, бизнес-процесс (work-flow)

Организационные структуры

Организационные схемы

Точные цифровые данные

Таблицы

Количественные значения, объемы, соотношения на фиксированных шкалах

Столбчатые диаграммы

Изменения и тенденции во времени

Линейные графики, объемные (площадные) графики

Доли, части от целого

Круговые диаграммы, диаграммы 100 % состава

Реальные процессы и явления

Аудио, видео фрагменты (ролики, клипы)

Общая структура учебного контента

  Начало (знакомство). Титульная страница (наименование учреждения образования, тема урока, фамилия, имя, отчество, учёная степень, звания и другие титулы учителя). Далее страница с содержанием или целями и задачами урока.
  Основное содержание урока. Изложение нового материала, задания для фронтальной и самостоятельной работы, материал для повторения и т.д. Важно следить за тем, чтобы содержание страниц учебного контента обеспечивало достижение поставленных целей урока.
  Завершение урока. Страницы, содержащие заключение (выводы), вопросы для самоконтроля, перечень рекомендуемой литературы, домашнее задание, полезные ссылки и т.д.

Общие рекомендации по оформлению страниц учебного контента

Параметр

Рекомендации

Стиль

- соблюдение единого стиля оформления

- избегание стилей, которые будут отвлекать от содержания урока

- вспомогательная информация не должна преобладать над основной

- использование на всех страницах одинаковый стиль оформления (рамки, разделительные линии, размещение заголовков и др.)

Фон

- фон должен быть однотонным

- лучше использовать один фон для всех страниц (исключения: титульная и заключительная)

- лучше использовать светлые холодные тона

- если необходимо имитировать традиционную меловую доску, то можно использовать темно-зеленый или темно-коричневый цвет фона (при этом цвет основного текста должен быть белым)

- не рекомендуется использовать красный фон (только в исключительных случаях)

Использование цвета

- на одной странице рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовка, один для текста

- лучше использовать для фона и текста контрастные цвета

- необходимо обратить внимание на цвет гиперссылок (до и после использования)

Анимационные эффекты

- допускается использование анимации для акцентирования, привлечения внимания к информации на странице

- не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания страницы

- на одной странице можно использовать не более одного эффекта

- не следует применять «движущиеся» строки по горизонтали и вертикали

Общие рекомендации по представлению информации на страницах учебного контента

Параметр

Рекомендации

Содержание информации

- использование коротких слов и предложений

- минимизация количества предлогов, наречий, прилагательных

- заголовки должны быть короткими и простыми

- заголовки должны привлекать внимание учащихся

Расположение информации
на странице

- предпочтительно горизонтальное расположение информации

- наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана

- если на слайде располагается графический объект (рисунок, фотография и т.п.), надпись должна располагаться под ним

Шрифты

- для заголовков – не менее 22

- для основной информации не менее 18

- шрифты без засечек легче читать с большого расстояния (Arial, Tahoma, Verdana и т.п.)

- не рекомендуется смешивать разные типы шрифтов в одном учебном контенте, тем более на одной странице

- для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив, другой цвет букв или подчеркивание

- не рекомендуется злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже строчных)

- не следует использовать узкое и (или) курсивное начертание шрифта для основного текста

Способы выделения информации

использование средств выделения для акцентирования внимания учащихся на ключевых моментах (понятиях, объектах):

- рамки, границы, заливка

- штриховка, стрелки

- рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов

- не злоупотреблять средствами выделения информации

Объем информации

- не стоит заполнять страницу большим объемом информации: единовременно можно запомнить не более двух-трех (в старших классах – не более четырех) фактов, выводов, определений

- передача одной мысли в одной строке

- в каждой строке должно быть максимум 6 слов (40 символов)

- на одной странице должно быть не более 4-7 строк текста, без учета заголовков

- в списках должно быть не более 5-6 элементов

- наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждой странице

- количество страниц с текстовой и/или знаковой информацией не должно быть больше 15-20% общего количества страниц учебного контента (без учета динамических видеоматериалов)

Виды
страниц
учебного контента

Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды страниц учебного контента:

- с текстом;

- с таблицами;

- с диаграммами;

- с графиками;

- с рисунками и фотографиями.

Общие рекомендации по оформлению графического материала страниц учебного контента

- создание изображений соответствующих той информации, которую необходимо передать;
- создание простой графической информации (отсутствие «экранных головоломок»);
- отсутствие изображений, отвлекающих от содержания урока;
- использование наиболее реалистичных и достоверных изображений (моделей) реальных объектов, явлений, а также наиболее точных карт;
- использование рисунков для упрощения восприятия информации («…лучше один раз увидеть…»).

Общие рекомендации по оформлению диаграмм и графиков на страницах учебного контента

- диаграммы и графики должны быть простыми и понятными, отсутствие пересекающихся линий (пучков), стрелок и т.п.;
- ограничение объема отображаемой информации, сложные диаграммы демонстрируются фрагментами на отдельных страницах;
- использование встроенных надписей, поясняющих стадии или уровни диаграмм;
- отсутствие сокращений, если они ясно не определены;
- выделение различных частей диаграмм разными контурами, символами или цветом;
- отличие линии графика и линии страницы (линии страницы должны быть светлее и тоньше, чем те, которые несут количественную информацию на графике);
- минимизация применения на странице с графиком (диаграммой) вспомогательных (оформительских) меток и символов;
- единый стиль для диаграмм и графиков всего учебного контента;
- подбор сложности диаграмм в соответствии с уровнем подготовки учащихся.

Основные рекомендации для подготовки табличных данных

- таблицы должны быть простыми (большое количество информации мешает их пониманию);
- каждая колонка таблицы снабжается заголовком, позволяющим понять ее содержание;
- выравнивание текста в колонке лучше сделать «по левому краю»;
- выравнивание числовых данных в колонке лучше сделать «по центру» или «по правому краю»;
- осторожность с использованием линий, избегание выделения линиями всех колонок и строк таблицы (разделение линиями только нужные для привлечения внимания);
- выделение итоговых элементов (строки/колонки);
- избегание использования таблиц с продолжением на следующих страницах;
- использование для выделения цвет шрифта или фон ячейки;
- использование рисунков и пиктограмм в качестве значений для повышения наглядности.

Оценка

  В ходе работы с компьютером или у интерактивного оборудования учащиеся должны знать, как они справляются с учебным материалом. Наиболее важным является организация коммуникаций «учитель – ученик».

  При создании учебного контента нужно дополнительно учитывать специфические принципы использования образовательных информационных технологий:

- распределять материал на известные ступени и небольшие законченные части (порции учебного материала);

- указывать на каждой ступени отдельные части последующего материала (анонс) и, не допуская существенных перерывов, приводить из него данные для возбуждения любознательности учащегося, не удовлетворяя ее, однако, в полной мере;

- формировать и выстраивать материал таким образом, чтобы при изучении нового повторялся изученный.

  Учебный контент с использованием интерактивных и мультимедиатехнологий позволяет удобно и наглядно представить учебный материал. Применение даже самых простых графических средств (рисунки, схемы и т.п.) является чрезвычайно эффективным инструментом.

Типы организации учебного контента

  Различают несколько типов организации учебного контента. В контексте данного обсуждения будут рассмотрены два: «со сценарием» и «интерактивный». Материал учебного контента «со сценарием» заранее спланирован и организован, предполагает изучение в заданной последовательности. Такой тип учебного контента – хороший способ организовать процесс представления информации на уроке. Материал можно отрепетировать заранее, чтобы обеспечить его наилучшее представление и усвоение. При изложении материала следует выделить несколько ключевых моментов и в ходе демонстрации время от времени возвращаться к ним, чтобы осветить вопрос с разных сторон. Это гарантирует должное восприятие информации вашими слушателями. Не бойтесь повторить свою мысль, если хотите, чтобы ее усвоили.

  Формы и место использования учебного контента на уроке зависят, конечно, от содержания этого урока, цели, которую ставит преподаватель. Тем не менее, практика позволяет выделить некоторые общие, наиболее эффективные приемы применения таких пособий:

- при изучении нового материала – позволяет иллюстрировать его наглядными средствами, особенно выгодно показывать динамику развития какого-либо процесса;

- при закреплении новой темы;

- для проверки знаний (компьютерное тестирование) – самопроверка и самореализация, стимул для обучения;

- для углубления знаний, как дополнительный материал к урокам;

- при проверке фронтальных самостоятельных работ – обеспечивает наряду с устным визуальный контроль результатов;

- при решении задач обучающего характера – помогает выполнить рисунок, составить план решения и контролировать промежуточные и окончательный результаты самостоятельной работы по этому плану;

- средство эмоциональной разгрузки – во время проведения блочных уроков или длительных консультаций перед экзаменами можно продемонстрировать видеозаставки экспериментов или мультфильмы.

  К недостаткам можно отнести сложность изменения материала (при необходимости) в режиме «он-лайн» (в процессе доклада, урока и т.д.).

  В «интерактивном» учебном контенте, дополнительно к описанным выше достоинствам, реализована возможность выбора, как способа изучения учебного материала, так и степени сложности и (или) подробности изложения материала. Важно отметить, что адаптация может происходить как автоматически (на основе данных об уровне подготовленности учащегося), так и в ручном режиме (самим учащимся или преподавателем). Данный тип позволяет индивидуализировать обучение, реализовать персональные «экскурсии» по учебному материалу и его изучение. Интерактивный учебный контент — это диалог между компьютером и человеком, в котором человеку предоставляется возможность искать и находить для себя информацию самостоятельно, по мере необходимости.

  III. ПОДГОТОВКА К УРОКУ

Создание интерактивного учебного контента

  Универсальный план подготовки интерактивного учебного контента, который будет полезен при подготовке к урокам.

- сформулировать тему урока;

- сформулировать цели и задачи урока;

- разработать структуру урока:

этапы,
виды деятельности учащихся на уроке,
виды контроля на каждом этапе урока;

- определить набор оборудования и программного обеспечения для проведения урока;

- определить содержание урока и подобрать:

демонстрационный материал (текстовый, графический, звуковой, видео и т.п.),
материал для практических работ,
материал для самостоятельной работы,
контрольно-измерительные материалы,
дополнительный, справочный материал,
ссылки на источники информации и литературу;

- оформить учебный контент;

- провести его просмотр, при необходимости отладку.

  В учебном контенте не должно быть ничего лишнего. Каждая страница (слайд, кадр и т.д.) должна представлять собой необходимое звено и работать на общий результат урока. Учебный контент должен быть максимально доступным и композиционно целостным. Для демонстрации на одном уроке нужно подготовить примерно 15-25 слайдов в зависимости от наполнения и сценария использования (показ одного слайда занимает 1-3 минуты, плюс время для ответов на вопросы или выполнение практических заданий).

Знакомство с инструментарием

  Для начала работы над интерактивным контентом необходимо запустить соответствующее специализированное программное обеспечение для интерактивного оборудования. Для этого необходимо нажать маркером или мышью на иконку программного обеспечения.

  Основные (наиболее часто используемые) инструменты на панель быстрого доступа к инструментам. При подготовке конспекта используются инструменты работы со страницами, некоторые из инструментов создания примечаний, инструменты работы с текстом и специальный инструмент Галерея.

  Пользователь может разместить на панели инструментов те инструменты, которые чаще всего использует, предварительно настроив панель быстрого доступа.

Создание страницы

  Прежде всего создается пустую страницу, которая будет первой в конспекте урока. На ней следует разместить название темы урока.

  Для создания и настройки страниц конспекта предусмотрен набор инструментов работы со страницами.

  После создания страниц в процессе подготовки к уроку можно добавлять объекты, создавать ссылки, сохранять страницы и т.д.

  IV. ПРОВЕДЕНИЕ УРОКА

Организационный этап

  Перед началом урока необходимо убедиться, что компьютерное и интерактивное оборудование подключены и готовы к работе.

  Образовательная задача этапа:

- обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке, психологически подготовить учащихся к общению на уроке. Выбрать инструмент для написания и написать на первой чистой странице конспекта приветственную фразу, например, «Хорошего настроения!».

Этап актуализации субъектного опыта учащихся

  Образовательная задача этапа:

- обеспечить мотивацию к учебе у учащихся;

- обеспечить включение учащихся в совместную деятельность по определению целей урока;

- актуализировать субъектный опыт учащихся (опорные знания и способы деятельности, ценностные отношения).

  Содержание этапа:

- сообщение темы учебного занятия;

- формулирование целей урока совместно с учащимися;

- показ социальной и практической значимости изучаемого материала;

- актуализация субъектного опыта учащихся.

Этап изучения нового материала

  Образовательная задача этапа:

- обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание учащимися изучаемого материалам;

- содействовать усвоению учащимися способов, средств, которые привели к определённому содержательному выводу, обобщению.

  Содержание этапа:

- организация внимания учащихся;

- сообщение основной идеи изучаемого материала;

- обеспечение усвоения методики изучаемого материала (с чего и как начинать, как аргументировать выводы).

Этап первичной проверки новых знаний и способов деятельности

  Образовательная задача этапа:

- установить правильность и осознанность учащимися изученного материала;

- выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления учащихся;

- провести коррекцию выявленных пробелов в осмыслении учащимися нового материала;

- обеспечить соотнесение учащимися своего опыта с признаками научного знания.

  Содержание этапа:

- проверка понимания того, что является сущностью основного содержания;

- проверка полноты и осознанности усвоения учащимися новых знаний и способов действий;

- выявление пробелов первичного осмысления учащимися изученного материала;

- ликвидация неясностей осмысления учащимися изученного материала.

Этап закрепления новых знаний и способов деятельности

  Образовательная задача этапа:

- обеспечить закрепление учащимися знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы;

- обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления учащимися изученного материала, глубины его усвоения;

- создать условия для выявления школьниками индивидуальных способов закрепления изученного материала;

- обеспечить закрепление изученного материала с учётом индивидуальных способов закрепления знаний.

  Содержание этапа:

- организация деятельности учащихся по воспроизведению существенных признаков изученных познавательных объектов;

- организация деятельности учащихся по отработке изученных действий посредством их применения в ситуациях по образцу и в измененных ситуациях;

- закрепление методики изучения нового материала;

- закрепление методики ответа при очередной проверке знаний;

- отработка логики алгоритма применения правила.

Этап рефлексии

- инициировать рефлексию учащихся по поводу своего эмоционального состояния, своей деятельности, взаимодействия с учителем и одноклассниками;

- обеспечить усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества.

Этап обобщения и систематизации знаний

  Образовательная задача этапа:

- обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний учащихся;

- обеспечить установление учащимися внутрипредметных и межпредметных знаний.

  Содержание этапа:

- организация деятельности учащихся по переводу отдельных знаний и способов действий в целостные системы знаний и умений.

Этап подведения итогов учебного занятия

  Образовательная задача этапа:

- дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.

  Содержание этапа:

- подведение итогов учебного занятия.

  V. ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

Виды педагогических тестов

  По цели и по частоте использования педагогические тесты можно разделить на два вида: промежуточные тесты и аттестационные.

  Промежуточные тесты. Проводятся во время образовательного процесса по мере необходимости и отвечают следующим целям: текущий контроль, коррекция процесса обучения, выявление пробелов в знаниях, накопление объективных данных об учащихся.

  Аттестационные тесты. Представляются в виде тестов достижений. Они проводятся в конце определенного учебного периода (учебного года, полугодия) с целью выявления итоговых знаний.

Уровни создания тестов

  «Упрощенный» – простой набор заданий.

  «Профессиональный», для которого характерны:

- научный отбор содержания;

- стандартизация формы задания;

- оценка свойств заданий и качества теста.

  Разумеется, наибольший интерес представляет профессиональный подход к созданию тестов.

Теоретические основы педагогического теста

  Прежде всего, следует отметить, что все характеристики качества теста имеют вероятностный характер. Под педагогическим измерением понимают научно обоснованное отображение концептуально определяемой системы знаний в некоторую эмпирическую шкалу.

  Понятийный аппарат теории тестов.

  Предтестовое задание – это единица материала, форма и содержание которого удовлетворяют ряду требований, обусловленных спецификой теста.

  Тестовое задание – это предтестовое задание, оценки параметров которого удовлетворяют критериям качества.

  Тест – это система тестовых заданий, упорядоченных в рамках определенной стратегии предъявления и позволяющих эффектно оценить уровень подготовки испытуемых по некоторой шкале.

  Содержание теста – отображение содержания предметной области (дисциплины) в системе заданий. Содержание теста должно обосновываться и планироваться.

  Основные критерии качества содержания теста.

1. Критерий полноты (полнота содержания дисциплины) определяется процентным отношением охвата тем в опросе. То есть, если дисциплина, например, содержит 100 тем, а опрос в той или иной степени включает 80 тем, то можно говорить, что охват – 80% дисциплины.

2. Оценка значимости содержания задания. Если оценивать задания по следующей шкале: «1» – второстепенное; «2» – значимое; «3» – опорный элемент содержания, то целесообразно стремиться к средней оценке примерно «2,7».

3. Соответствие содержания теста цели его создания.

Формы предтестовых заданий

  В настоящее время в различных источниках наблюдается большое количество названий форм предтестовых заданий. Существует четыре формы предтестовых заданий.

  1. Задания на множественный выбор (задания с закрытой формой). Преподаватель формулирует основную часть задания и ответы к заданию. Среди ответов, как правило, один правильный. Для контроля такие задания очень удобны, т.к. можно охватить большой объем материала и затраты на проверку результатов невысоки.

  В зависимости от ситуации возможны следующие инструкции (действия тестируемого):

- обведите номер или букву правильного ответа,

- обведите номера всех правильных ответов (если их несколько),

- обведите номер наиболее правильного ответа,

- обведите номер неправильного ответа (если правильных ответов больше). На 50 заданий таких вопросов разрешается не более 3х.

  Инструкцию пишут обычно один раз – в начале теста. В компьютерном варианте целесообразнее использовать инструкцию «Выберите номер правильного ответа», причем она должна быть в каждом кадре (слайде).

  Задания закрытой формы наиболее технологичны. Именно они представляют наибольший интерес, с точки зрения составления, обработки и анализа результатов и применения обратной связи. Следует следить, чтобы учащиеся не ощущали дискомфорт при прохождении теста, т.к. в этом случае результаты опроса будут искажены. Тесты с закрытой формой предтестовых заданий могут содержать два или больше варианта ответов. Задания с двумя вариантами ответов предназначены для экспресс-диагностики. За 15-20 минут можно предъявить учащемуся 50-70 заданий. Несмотря на высокую вероятность угадывания правильного ответа (50%), задания такого типа наиболее технологичны, а за счет большого количества заданий, можно в явной форме определить, знает ученик тему, или нет. Однако, варианты ответов должны быть содержательного плана, а не по принципу «Да – нет».

  Задания с большим числом вариантов ответов имеют меньшую вероятность угадывания. Оптимально использовать 4-5 вариантов ответа.

  В заданиях с закрытой формой большое внимание уделяется дистракторам (рассеивателям внимания) – неправильным ответам в заданиях. Те ошибки, которые встречаются у учащихся чаще всего – наиболее правдоподобные дистракторы. В классической теории тестов сформулирован ряд требований к дистракторам, причем некоторые из этих требований считаются категоричными и требуют строжайшего выполнения. Рассмотрим основные из них.

  Основные требования к дистракторам в классической теории тестов:

- Все дистракторы к одному заданию должны быть равновероятно правдоподобны (общее количество неправильных ответов к одному заданию, полученное разными учащимися должно быть одинаково). Если какой-то дистрактор никто не выбирает – его нужно удалять. Нужно тщательно анализировать дистракторы.

- В тексте задания должна быть устранена всякая двусмысленность или неясность формулировок.

- Задание должно иметь простую синтаксическую конструкцию – не более одного придаточного предложения. Рекомендуется 2 конструкции: «что есть что» и «если – то».

- В основную часть задания рекомендуется включать не более 7-8 слов.

- Цепочная логика при разработке тестов исключается. Задания должны быть независимыми.

- В основную часть задания рекомендуется включать как можно больше слов (из ответов), а для ответов – ключевые слова.

- Все ответы к одному заданию должны быть приблизительно одинаковой длины.

- Из текста задания необходимо исключить все вербальные ассоциации, способствующие угадыванию правильного ответа.

- Частота выбора номера правильного ответа должна быть одинакова по тесту (либо номер правильного ответа случайным образом выбирается компьютером).

- Текст задания освобождается от всякого иррелевантного («постороннего») для заданной проблемы материала.

- В заданиях нельзя использовать оценочные суждения типа: «не считаете ли вы»; «как вы полагаете» и т. п.

- Задание с отрицанием в основной части использовать не более одного-двух раз в тесте.

- Ответ на каждое задание в тесте не должен помогать выполнению других заданий.

- Текст задания формулируется в логической форме высказывания, которое становится истинным или ложным в зависимости от ответа учащегося.

  Одним из недостатков заданий закрытой формы является то, что два неправильных ответа на один и тот же вопрос оцениваются одинаково. Для решения этой проблемы, предлагается ранжировать варианты ответов по «степени неправильности» (например: «в корне неправильно»; «скорее неправильно, чем правильно»; «не совсем правильно» и т. д.).

  Другой серьезный недостаток таких заданий заключается в том, что правильные ответы на два разных вопроса оцениваются одинаково. Наиболее целесообразным здесь видятся ранжирование вопросов по степени сложности и определение весовых коэффициентов для каждого вопроса.

  Своеобразным «бичом» заданий закрытой формы считается угадывание. Наиболее характерными мерами устранения этого недостатка считаются ввод поправки на угадывание, а также увеличение числа вариантов ответов. Чем больше вариантов ответов, тем ниже вероятность угадывания. Однако не следует увлекаться чрезмерным увеличением этого числа. Оптимальным считается 4-5, максимум 7 вариантов ответов.

  2. Открытые задания. В открытых заданиях учащийся сам формулирует ответ в виде числа, формулы, слова и т. д. Эти задания очень нетехнологичны, однако делать их достаточно легко. И они часто используются педагогами в процессе текущего контроля.

  3. Задания на соответствие. Данные задания рекомендуются для использования в текущем контроле. Обычно инструкция к таким заданиям выглядит так: «дополните», «установите соответствие».

  4. Задания на установление правильной последовательности действий. Типовая инструкция представляется так: «установите правильную последовательность», «выстройте в правильной последовательности». Данный вид заданий удобно использовать при проверке знаний, например, по истории.

  Итак, самые технологичные и удобные: закрытые задания при итоговом контроле, при обучении – открытые, при текущем контроле – задания на соответствие и на установление последовательности.

  Существует группа требований, характерная для всех заданий.

- Наличие стандартной инструкции;

- Наличие фиксированных мест для текста задания, инструкций и ответа;

- Наличие эталона (или эталонов) правильного ответа;

- Наличие правила оценивания результата выполнения теста.

  Как известно, тесты создаются в целях получения объективных и сопоставимых оценок знаний учащихся. Полнота отображения зависит от подхода к созданию теста.

Подходы к созданию теста

  Нормативно-ориентированный (norm-referenced) подход позволяет сравнивать учебные достижения отдельных учащихся друг с другом. Математические методы, применяемые при конструировании и оценке качества нормативно-ориентированных тестов, рассчитаны на модель нормального распределения и основываются в основном на корреляционном анализе.

  Критериально-ориентированный (criterion-referenced) подход позволяет оценивать, в какой степени каждый учащийся овладел необходимым учебным материалом. Критериально-ориентированные тесты представляют собой систему заданий, позволяющую измерить уровень учебных достижений относительно полного объема знаний, умений и навыков, которые должны быть усвоены учащимися.

  Подход к интерпретации тестового балла является основным критерием для разделения тестов на нормативно- и критериально-ориентированные. Вместе с тем эти два типа тестов различаются и по методам конструирования, и по особенностям применения.

  В рамках нормативно-ориентированного подхода результат каждого испытуемого трактуется по отношению к некоторым нормам выполнения теста, которые устанавливаются эмпирически на выборке испытуемых.

  В критериально-ориентированном подходе результаты интерпретируются по отношению к некоторой содержательной области и описываются в терминах усвоенных знаний, умений и навыков. В этих тестах закладывается то, что можно принять за 100%.

Различия в нормативно- и критериально-ориентированных подходах

                              Параметры

         Нормативно-ориентированные тесты

        Критериально-ориентированные тесты

Цель создания

Дифференциация (разделение учащихся по уровням)

Оценка достижений каждого учащегося по отношению к четко определенной области содержания

Задачи, решаемые с помощью теста

Интерпретируется результат каждого по отношению к результатам остальных (насколько Ученик1 лучше знает предмет, чем Ученик2)

Интерпретируется результат каждого по отношению к области содержания (как усвоил предмет Ученик1 и как усвоил предмет Ученик2)

Уровень детализации в отборе содержания

В содержание вносится только то, что нужно для дифференциации

Содержание теста должно включать 100% изученного материала

Подход к отбору задания

Отбирают задания с высокой дифференцирующей способностью (хорошо отделяющие слабых от сильных)

Отбираются задания для полноты охвата содержания

Объем выборки испытуемых

Большая, репрезентативная

Не имеет значения

Охват дисциплины в тесте

50-60 %

> 80 %

Подход к измерению

Относительное измерение

Абсолютное измерение

  Область применения тестов. Для задачи аттестации целесообразно разрабатывать два субтеста: критериально-ориентированный тест (отсекаются неаттестованные учащиеся, не соответствующие требованию стандарта) и нормативно-ориентированный тест (производится оценка знаний). Для задачи приема абитуриентов: если конкурс 10 человек на место – следует использовать нормативно-ориентированные тесты для четкой дифференциации, если 1,5-2 человека на место – критериально-ориентированные тесты для более «мягкой» дифференциации. Для решения задачи рейтингования учащихся – только нормативно-ориентированные тесты.

Этапы разработки педагогических тестов

  1. Постановка цели содержания теста – разработка концепции создания теста (структура теста, подхода к созданию, вопросы шкалировния, интерпретация оценок).

  2. Отбор содержания.

  3. Разработка предтестовых заданий.

  4. Разработка инструкции для пользователя (преподавателя) и учащихся.

  5. Этап отбора статистических данных.

  6. Этап анализа и интерпретации результатов обработки.

  7. Коррекция теста.

  Возврат к пунктам 2, 3.

  Цикл до тех пор, пока тест не будет удовлетворять определенным стандартам качества.

Анализ распределения результатов тестирования

Итак, проведено тестирование и получены его результаты. Прежде всего необходимо проанализировать распределение количества правильных ответов. Для этого необходимо расположить правильные ответы учащихся в координатах «Количество тестируемых – Количество правильных ответов».

  На практике редко удастся это распределение сделать нормальным (кривая 2). Однако если тестирование проводиться не только для выставления оценок учащимся, а и для анализа результатов обучения, необходимо стараться приблизить это распределение к нормальному.

  Если распределение близко к кривой 1, то надо добавить в такой тест более легкие вопросы. Для распределения 3 надо наоборот, добавить более сложные задания. А для распределения 4 надо добавить средних заданий таким образом, чтобы приблизить его кривую по внешнему виду к кривой 2.

  Нужно стремиться к унимодальному распределению (одна мода (пик), стремящаяся к середине теста). То есть, если в тесте 100 заданий, наиболее популярный результат должен быть приблизительно 50. К тому же нужно стараться, чтобы среднее значение балла стремилось к середине теста (если всего в тесте 100 заданий, то среднее количество правильных ответов должно быть приблизительно 50).

Коррекция угадывания при тестировании с закрытой формой заданий

  Наиболее удобными для автоматизированной обработки и хранения результатов тестирования являются тесты с закрытой формой заданий. Характерные недостатки заданий закрытой формы с точки зрения математической обработки результатов и меры по их устранению (или по крайней мере учету) приведены ниже.

  1. Два неправильных ответа на один и тот же вопрос оцениваются одинаково.

  Можно ранжировать варианты ответов по «степени неправильности» (в корне неправильно; скорее неправильно, чем правильно; не совсем правильно и т.д.). Если испытуемый выбирает совершенно неправильный ответ, то можно говорить о том, что он не владеет данным вопросом.

  2. Правильные ответы на два разных вопроса оцениваются одинаково.

  Наиболее целесообразны здесь следующие решения:

- ранжирование вопросов по степени сложности;

- определение весовых коэффициентов для каждого вопроса.

  3. Угадывание ответов.

  Мерами устранения этого недостатка считаются следующие:

- увеличение числа вариантов ответов (оптимально 5-7 вариантов);

- ввод поправки на угадывание.

  Формула коррекции индивидуального балла с учетом поправки:

  где X – балл учащегося;

 W – количество неправильно выполненных заданий в тесте;

 N – число заданий в тесте (N = X + W);

 K – число ответов к заданию (равно среднему по всему тесту);

 Х’– скорректированный балл.

  Из графика видно, что коррекция балла не несет принципиально новой информации. Соответственно, содержательный смысл этой поправки незначителен.

Меры для решения проблемы угадывания

  1. Добавление варианта ответа «нет правильного ответа». Этот один вариант ответа заменяет несколько дополнительных и снижает вероятность угадывания.

  2. Введение для каждого вопроса теста вопроса-дублера, в котором в завуалированной форме повторяется содержание основного вопроса. Причем результаты ответов по вопросам-дублерам, не должны подвергаться общей математической обработке. В случае совпадения ответов на сам вопрос и вопрос-дублер можно с большей вероятностью судить о владении учащимся этим вопросом. В противном случае, имеем дело с чистым угадыванием.

  3. Добавление варианта ответа «не знаю». Таким образом, при выборе данного варианта ответа – не учитывать его в параметре W в формуле коррекции.

  Важная проблема тестов с закрытой формой заданий заключается в следующем: неизвестно, что побудило отвечающего выбрать тот или иной вариант ответа: отвечающий просто не угадал; из всех вариантов ответа этот кажется ему наиболее точным; или он абсолютно уверен в правильности выбираемого ответа. Интеллектуальный подход человека, не знающего ответа на вопрос, но осмысленно исключающего явно неправильные ответы, должен приветствоваться и соответствующим образом оцениваться. Предлагается сформировать на каждый вопрос теста две группы вариантов ответов: собственно варианты ответов и варианты уверенности в ответе. Тестируемый выбирает вариант ответа и степень уверенности в нем. Причем, «быть уверенным» можно как в дискретном виде (абсолютно уверен; почти уверен; скорее «да», чем «нет»; скорее «нет», чем «да»; почти не уверен и т.п.), так и в процентном (просто указать число в % своей уверенности). Эту величину можно обозначить как dr (degree of reliance – степень уверенности): dr = 0 ÷ 1,0.

  Тогда балл испытуемого можно представить как

  где xij – ответ i-го учащегося на j-ый вопрос.

  При подсчете тестового балла негласно используется эта величина dr, она равна строго единице.

  VI. ЛИТЕРАТУРА

Список литературы по вопросам использования интерактивного оборудования в образовательном процессе

  1. Рабинович П.Д., Баграмян Э.Р. «Практикум по интерактивным технологиям», 2015 – 99 с.

  2. Горюнова М.А., Семенова Т.В., Солоневичева М.Н. «Интерактивные доски и их использование в учебном процессе», 2013 – 336 с.

  3. Брыксина О.Ф. «Интерактивная доска на уроке: как оптимизировать образовательный процесс», 2013 – 111 с.

  4. Калитин С.В. «Интерактивная доска. Практика эффективного применения в школах, колледжах и вузах», 2013 – 192 с.

  5. Брыксина О.Ф. «Интерактивная доска в начальной школе», 2012 – 160 с.

  6. Иванова, И.И. Методические рекомендации по использованию интерактивной доски в учебном процессе / И.И. Иванова ; под ред. Е.М. Ганичевой. Вологда, 2012 – 32 с.

  VII. ОБУЧЕНИЕ

Обучение педагогических работников вопросам использования интерактивного оборудования в образовательном процессе

  Повышение квалификации для педагогических работников учреждений образования «Использование интерактивной доски в преподавании учебных предметов» (форма заочная (дистанционная), очное присутствие по средам, 13.15), тел. 237-40-50

  Повышение квалификации проводится с использованием системы дистанционного обучения. Содержание ориентировано на учителей, использующих в своей деятельности интерактивные доски, интерактивные приставки. Требования к слушателям: базовый уровень информационной культуры.

  Тематическая консультация для педагогических работников учреждений образования, использующие информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности «Использование интерактивной доски в преподавании учебных предметов» - 01.03.2017, 03.05.2017, 18.09.2017, 06.11.2017, 15.00, ул. Киселева, 24, ауд.6

  Индивидуальная консультация для педагогических работников учреждений образования, использующие информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности «Использование интерактивной доски в преподавании учебных предметов» - по будним дням, 14.00-16.00, ул. Киселёва, 24, ауд. 6, тел.: 237-40-50, 289-52-65, факс: 286-09-81

  Индивидуальные виртуальные консультации для педагогических работников учреждений образования, использующие информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности «Использование интерактивной доски в преподавании учебных предметов» - ответы на вопросы в online-режиме по понедельникам, 15.00-16.00 в системе дистанционного обучения ГУО «Минский городской институт развития образования», сбор вопросов постоянно >>>