Адрес: г. Минск, ул. Киселева, 24
Телефон: 8 (017) 289-55-76
Факс: 8 (017) 289-52-65
E-mail: iso@minsk.edu.by

Сторителлинг – педагогическая технология, выстроенная в применении историй с конкретной структурой и интересным героем, которая направлена на разрешение педагогических вопросов воспитания, развития и обучения.

Термин «сторителлинг» пришел к нам из английского языка и в доскональном переводе звучит как «рассказывание истории». Однако, в русском языке этому термину имеется весьма хороший синоним – «сказительство», подразумевая под собой исполнение сказаний, искусство увлекательного рассказа. Первоначально техника сторителлинг зарекомендовала себя как довольно результативное средство построения внешних и внутренних коммуникаций.

Виды сторителлинга:
  • Устный сторителлинг неотделим от публичных выступлений, важной его частью является взгляд, эмоции, жесты, личность говорящего. Он используется как в презентациях, так и в межличностном общении.
  • Письменный сторителлинг сегодня является объектом пристального изучения, эта технология влияния и завоевания внимания аудитории востребована копирайтерами, блогерами, маркетологами и журналистами.
  • Мультимедийный, или цифровой сторителлинг используется в сайтостроении и цифровой журналистике, в социальных сетях, а также при создании презентаций и видеороликов. Цифровой сторителлинг может быть реализован в разных форматах: в виде видеоролика, презентации или цифровой публикации с мультимедийным контентом (пример: публикация The Jockey в The New York Times).

Цифровой сторителлингэто метод электронной коммуникации, основанный на организации мультимедийного контента вокруг одной истории. Этот метод коммуникации может быть реализован на основе разных технологических решений.

Разновидности цифрового сторителлинга и технологии разработки публикаций на его основе
  • Рисованное видео. В основе рисованного видео (или дудл-видео) лежит анимационный прием – зритель наблюдает, как рука условного художника рисует стилизованные картинки. Ресурсы для создания роликов в этом стиле: VideoScribe (www.sparkol.com), Powtoon (www.powtoon.com), которые позволяют прорисовывать изображения из библиотеки или создавать собственные, режиссировать сцены ролика и добавлять закадровый голос рассказчика.
  • Анимированный сторителлинг. Создается и озвучивается видеоролик, все визуальные элементы которого находятся в движении.Для быстрого создания учебных проектов в этом стиле целесообразно использовать онлайн-сервисы, которые предлагают готовые библиотеки персонажей, клипарта и анимационных эффектов и весь необходимый инструментарий (Powtoon, GoAnimate — goanimate.com).
  • Комиксы и раскадровки. Онлайнсервис Pixton (www.pixton.com) помимо многочисленных шаблонов сцен и богатой библиотеки клипарта позволяет создавать собственных персонажей, настраивать их позы, мимику, жесты, создавать свои сцены, объединяя их в комиксы и раскадровки. Получившиеся изображения и композиции можно рассматривать как небольшие самостоятельные проекты или использовать в качестве рабочих материалов для создания презентаций и видеороликов.
  • Презентации. Хорошо знакомый программный продукт позволяет делать проекты на основе цифрового сторителлинга. Для создания проектов можно использовать PowerPoint, расширение Office Mix (mix.office.com), Prezi (prezi.com), Sway (www.sway.com) и другие ресурсы.
  • Видеомонтаж. Для создания проекта используется любой видеоредактор, достаточно возможностей Киностудии Windows Live или YouTube Editor. Эта технология подходит для учащихся, готовых работать с самостоятельно отобранными и подготовленными изображениями, личными или семейными фото- и видеоматериалами.
  • Веб-страница с мультимедийным контентом может быть создана на основе любой известной учащимся технологии создания веб-страниц, новички могут использовать конструкторы сайтов.

Многообразие программ и форматов позволяет выбирать технологию проектирования цифрового сторителлинга.

Методика организации проектной деятельности учащихся на основе цифрового сторителлинга
  • Разработка концепции. Включает в себя выбор темы, определение целей и задач цифрового рассказа, целевой аудитории.
  • Сбор и анализ информации. На этом этапе осуществляется поиск информации по теме, ее анализ, размышления, выработка авторской позиции.
  • Создание истории. На этапе создания истории нужно вспомнить элементы классической сюжетной схемы, роль конфликта в повествовании, основные виды сюжетов. История хорошо воспринимается, когда она вызывает доверие, поэтому предпочтительны рассказы от первого лица. Персонажи и их проблемы, а также позиция рассказчика должны вызывать эмоциональный отклик. При этом истории лучше создавать достаточно простыми и короткими, содержать одну главную мысль, подаваемую ненавязчиво.
  • Раскадровка. На этом этапе создается раскадровка, осуществляется окончательный подбор визуального и аудиоматериала. Для ускорения и упрощения работы можно пользоваться наборами сцен и клипартов в сервисах VideoScribe, Powtoon, GoAnimate.
  • Монтаж. Собранный контент соединяется в рабочем пространстве проекта. К готовым сценам добавляется закадровый голос (если звук не был записан на третьем этапе). В случае необходимости добавляется музыка, аудиоэффекты, шумы, анимация, переходы.
  • Презентация проекта. Представление проекта. Делаются необходимые доработки.
  • Публикация. Для мотивации студентов и конкретизации задач цифрового сторителлинга можно заранее определить способ публикации или представления продукта: размещение на Youtube, в социальных сетях, в личном портфолио, в галерее сервиса разработки, на сайте (блоге) педагога и т.д.

Цифровой сторителлинг как инновационная образовательная технология интерактивного повествования