Адрес: г. Минск, ул. Киселева, 24
Телефон: +375 (17) 232-55-76
Факс: +375 (17) 221-22-27

Центр информационных технологий осуществляет учебно-методическую и организационно-методическую деятельность по сопровождению информационного образовательного пространства города, которое объединяет более 700 образовательных и официальных сайтов учреждений образования.

Нормативные правовые акты>>

Для изучения состояния функционирования информационных ресурсов учреждений образования города ежеквартально проводятся мониторинги состояния официальных сайтов.

C 2016 года для развития и совершенствования информационного сегмента образовательного интернет-пространства г.Минска, повышения имиджа и престижа официальных сайтов учреждений образования города появилось новое конкурсное направление - конкурс «Лучший сайт учреждения образования г. Минска».

На базе Минского городского института развития образования ежеквартально проходит обучение педагогических работников учреждений образования по работе в системах сайтостроения. Узнать о ближайших курсах повышения квалификации >>

Официальные сайты учреждений образования города Минска размещаются на двух платформах:

 Отчёт о работе отдел информационных ресурсов по развитию городских интернет-ресурсов учреждений образования  
подробнее.../свернуть

Отдел информационных ресурсов Минского городского института развития образования осуществляет сопровождение и развитие информационных ресурсов учреждений образования г.Минска через организацию обучающих курсов и повышения квалификации сотрудников, ответственных за официальный сайт учреждения образования и через межкурсовую деятельность, в которую входят: мониторинги, тематические и индивидуальные консультации, дистанционный конкурс «Лучший сайт учреждения образования», а также участие в конференциях, выставках и других мероприятиях института.

Изучение состояния функционирования официальных сайтов учреждений образования осуществляется через мониторинги функционирования официальных интернет-ресурсов. В 2020 году отделом информационных ресурсов было проведено 10 мониторингов, в ходе которых сотрудниками было проверено 464 ресурса. В 2021 году проведено 7 мониторингов (отсмотрено 363 сайта).

В целом все официальные сайты учреждений образования города Минска регулярно наполняются новой информацией и достойно представляют свою образовательную деятельность в сети Интернет, соблюдая следующие нормативные правовые акты (далее НПА):

  • Закон Республики Беларусь от 10 ноября 2008 года № 455-З «Об информации, информатизации и защите информации»;
  • Закон Республики Беларусь от 7 мая 2021 г. № 99-З «О защите персональных данных»
  • Закон Республики Беларусь от 10 мая 2007 г. № 225-З «О рекламе»;
  • Закон Республики Беларусь от 5 июля 2004 г. № 301-З «О государственных символах Республики Беларусь»
  • Указ Президента Республика Беларусь от 1 февраля 2010 года №60 «О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет»;
  • Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 апреля 2010 г. № 645 «О некоторых вопросах интернет-сайтов государственных органов и организаций и признании утратившим силу постановления Совета Министров Республики Беларусь от 11 февраля 2006 г. № 192»;
  • Приказ Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь от 26 февраля 2015 года № 16 «О некоторых вопросах регистрации доменных имен»;
  • Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16 декабря 2015 № 1044 «О внесении дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 апреля 2010 года № 645» (электронное обращение на сайтах с возможностью подкреплять другие документы);
  • Государственный стандарт СТБ 2105-2012 «Информационные технологии. Интернет-сайты государственных органов и организаций. Требования»;
  • Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «Об использовании современных информационных технологий в учреждениях образования 2021/2022 учебном году»;
  • Приказ комитета по образованию Мингорисполкома от 4 июня 2013 года №184-ОС «Об утверждении требований к наполнению официальных сайтов учреждений образования и управлений образования»;
  • Приказ комитета по образованию Мингорисполкома от 12.02.2013 № 6-12/УН-160 «О функционировании официальных сайтов учреждений образования».

Распространение передового опыта по использованию информационных ресурсов в образовательном процессе осуществляется через конкурс «Лучший сайт учреждения образования» и через СМИ, участие в НПК.

Для стимулирования, развития и совершенствования информационного сегмента образовательного интернет-пространства, повышения имиджа и престижа официальных сайтов учреждений в столице проводится дистанционный конкурс «Лучший сайт учреждения образования» с международным участием, который проходит в рамках международной выставки «Образования и карьера». В 2020 году 76 сайтов учреждений образования из Минска, Витебска, Москвы и Санкт-Петербурга, в 2021 – 223 участника. Каждый год большая часть победителей в конкурсе из числа столичных учреждений образования.

Согласно плану непрерывного профессионального образования руководящих работников и специалистов учреждений образования г. Минска на 2020 год, сотрудники отдела организовали и провели 2 повышения квалификации «Возможности использования интернет-сайтов в образовательном процессе» в очной форме для 51 педагогического работника учреждения образования по тематикам (28.01-03.03.2020 для 25 педагогических работников; 25.09-30.10.2020 для 26 педагогических работников). В 2021 году 2 повышения квалификации «Возможности использования интернет-сайтов в образовательном процессе» в очной форме для 50 слушателей: 29.01.2021-05.03.2021 (25 педагогических работников), 24.09.2021-29.10.2021 (25 педагогических работников).

В 2020 году сотрудниками отдела были организованы 2 обучающих курса для 45 слушателей по следующим тематикам:

  • «Обеспечение безопасности и развития учащихся в информационном пространстве» – 19.03.2020 (20 слушателей);
  • «Возможности использования интернет-сайтов в образовательном процессе» – 10.09.2020 (25 слушателей);

В 2021 году были организованы 2 обучающих курса для 49 слушателей по следующим тематикам:

  • обучающий курс «Обеспечение безопасности и развития учащихся в информационном пространстве» - 17.03.2021 (15 педагогических работников);
  • обучающий курс «Возможности использования интернет-сайтов в образовательном процессе» – 16.09.2021 (34 слушателя).

В 2020 году сотрудниками отдела были организован 1 внеплановый семинар по запросу сотрудников ГУО «Минский городской институт развития образования» для 40 слушателей по следующей тематике: «Безопасность в сети Интернет» – 15.09.2020.

В 2020 году сотрудниками отдела были организованы 4 обучающих занятий на платной основе для 36 слушателей по следующим тематикам:

  • «Возможности использования интернет-сайтов в образовательном процессе» для 20 слушателей (17.02.2020, 10.12.2020; 8 ч.).
  • «Основы адаптивного веб-дизайна» для 16 слушателей (21.04-22.04.2020, 11.11-12.11.2020; 12 ч.).

Помимо предусмотренных планом мероприятий, сотрудниками института были проведены внеплановые мероприятия:

  • тематическая консультация «Безопасность в сети Интернет» - 18.03.2021 (6 педагогических работников);
  • обучающий курс на платной основе «Использование социальных медиа в образовательном процессе» 13.05.2021 (10 педагогических работников);
  • тематическая онлайн-консультация «Обеспечение безопасности и развития учащихся в информационном пространстве» - 18.03.2021 (18 педагогических работников).

В 2020-21 году сотрудниками отдела осуществлялась издательская деятельность:

  • Волкова, С. И. Не умеешь – научим, не получается – поможем / С. И. Волкова // Минская школа сегодня. – 2020. – № 3. – С. 32–35.
  • Сергеева, О. В. Безопасность в сети Интернет / О.В. Сергеева // Минская школа сегодня. – 2020. – № 10. – С. 34–37.
  • Сергеева, О. В. Интернет-безопасность в деятельности учреждения образования / О.В. Сергеева // IV городск. научно-практич. интернет-конф. с межд. уч. «Педагогическая наука и образовательная практика: традиции и инновации»: тез. докл. откр. город. науч.-практ. конф. с межд. участием, Минск, 1-16 октября 2020 г.; под общ. ред. Т.И. Мороз. – Минск, 2020. [Электронный сборник].
  • Волкова, С. И. Социальные медиа в деятельности учреждения образования / С. И. Волкова, О.В. Сергеева // Минская школа сегодня. – 2021. – № 8. – С. 51–55.
  • Использование возможностей социальных медиа в деятельности учреждения образования : метод. Пособие / сост. И.П. Артюхова , С.И. Волкова [и др.]; под ред. Т.И. Мороз. – Минск: МГИРО, 2021. – 48 с.
  • Волкова, С. И. Современный сайт учреждения образования/ С. И. Волкова // Минская школа сегодня. – 2021. – № 9

Новые тенденции в сайтостроении:



 Рекомендуемые разделы официального сайта учреждения образования 
подробнее.../свернуть

Главная страница:

Ленты новостей, приветствие, опросы, навигационные элементы (меню сайта), баннеры официальных ресурсов, телефоны горячих телефонных линий, ссылки на разделы: «Шестой школьный день», «Правовая страничка», «Новый учебный год».
В шапке сайта : полное название учреждения образования, полное наименование вышестоящего органа управления.
В футере сайта: контактные данные, номер и дата регистрационного свидетельства ресурса, зарегестрированного в государственном регистре информационных ресурсов (в НИРУП «ИППС»).

       Об учреждении

                Миссия
                Цели и задачи
                Администрация
                Педагогический коллектив
                Социально-педагогическая и психологическая служба
                Ученический коллектив (наполняемость)
                Условия приема
                Важные документы
                Информатизация
                Материально-техническая база
                Сотрудничество
                Попечительский совет
                Медиатека
                Библиотека
                Достижения
                Правила безопасности
               Общественные объединения

       Жизнь учреждения

                Расписание звонков
                Расписание учебных занятий
                Факультативные занятия
                Объединения по интересам
                Шестой школьный день
                Здоровый образ жизни
                Мероприятия
                Фотогалерея

       Учащемуся

                Экзамены
                Советы психолога
                Выпускнику
                Профориентация
                Олимпиады
                Централизованное тестирование
               Дистанционное обучение
               Электронный учебник
               Правовая страничка
               Школьная гигиена

      Родителю (официальным представителям)

                Советы психолога
                Советы дефектолога
                Оздоровление
                Питание
                Родительский комитет
                Родительское собрание

       Педагогу (Учительская)

                Классному руководителю
                Учителю-предметнику
                Документация
                Методическая копилка
                Советы психолога
                В помощь молодым специалистам
                Повышение квалификации

       Одно окно

                Структура учреждения, режим работы
                График работы администрации
                График приема граждан
                Горячая линия
                Вышестоящие органы
                Нормативные правовые акты
                Электронное обращение
                Гостевая книга
                Административные процедуры
                Образцы заявлений
                Часто задаваемые вопросы
                Банковские реквизиты   

       Сервисы

                Карта сайта
                Архив новостей
                Голосование (результаты)

       Контакты

                Контактная информация
                Схема проезда
                Телефонный справочник учреждения


 Рекомендации по наполнению сайтов учреждений образования 
подробнее.../свернуть

1. Требования к навигации по интернет-сайту 

1.1 Для обеспечения первоочередной загрузки важнейших элементов на странице интернет-сайта и их доступности основные навигационные ссылки должны быть размещены в верхней части каждой страницы интернет-сайта. Выбранный и определенный порядок навигации должен соблюдаться на каждой странице интернет-сайта. Главное меню сайта всегда должно находиться на видном месте, чтобы пользователь, открыв страницу, получил исчерпывающую информацию о возможностях сайта.
1.2 Вся информация, размещенная на интернет-сайте должна быть доступна посетителю через ссылку или пункт меню. Количество переходов по элементам навигации для доступа к запрашиваемой информации не должно превышать пяти. Навигационные элементы должны выделяться на фоне остальных элементов интернет-сайта. 
1.3  Каждая гиперссылка должна быть рабочей и приводить пользователя к ожидаемому им ресурсу. В случае, если дается гиперссылка на внешний интернет-сайт, рекомендуется, чтобы оповещение об этом пользователя осуществлялось заранее, при этом страницы, на которые указывают такие гиперссылки, должны открываться в новом окне веб-браузера. Если гиперссылка используется для загрузки файла, рекомендуется указывать его тип и размер. 
1.4 Необходимо использовать навигационные цепочки (навигационный элемент «Текущий путь»), содержащие путь следования по разделам от главной страницы интернет-сайта до текущей открытой страницы, а также иные вспомогательные навигационные элементы – карта сайта, строка поиска по сайту, баннеры, перекрестные ссылки;
1.5 Необходимо, чтобы посетитель всегда понимал, в каком разделе сайта он работает и как ему вернуться на главную страницу. С каждой страницы должна быть предусмотрена возможность вернуться на главную страницу или перейти в другой раздел.

 2. Требования к дизайну интернет-сайта

2.1 Все страницы интернет-сайта должны иметь единый дизайн. 
2.2 При разработке макета страниц интернет-сайта необходимо придерживаться следующих рекомендаций:
- шаблон страницы должен обеспечивать корректное восприятие информации при различных размерах окна веб-браузера;  
- на интернет-сайте не должны использоваться фоновые изображения, которые могут затруднить его восприятие или исказить информацию;
- текст должен отображаться с соответствующим уровнем контраста по отношению к используемому цвету фона; на сайте рекомендуется использовать не более двух единообразных стандартных шрифтов высокой читаемости. Шрифт основного текста, заголовков одного уровня, ссылок  должен быть единообразен на всех страницах.
- необходимо избегать эффектов, затрудняющих восприятие информации или отвлекающих пользователя от содержания документа: мигания и мерцания, эффектов выделения, движущихся строк; 
- навигационные и интерактивные элементы страницы (ссылки, изображения, кнопки и т. п.) должны легко идентифицироваться пользователями; 
- гиперссылки на странице должны визуально выделяться.

 3. Требования к информационному наполнению сайта учреждения образования

Информационная структура и содержание сайта учреждения должна соответствовать следующим требованиям:
3.1 Учет интересов представителей различных целевых групп.
3.2 Типизация представления информации. Информационная структура сайта должна быть приближена к привычному универсальному для общеобразовательных учреждений стандарту. Посетитель сайта, исходя из названий основных разделов, должен понимать, что и где он может искать.
Перечень рекомендуемых разделов сайта приведен в Приложении 2.
В разделах сайта должны быть представлены следующие блоки информации:
3.2.1 Общая информация об учреждении:
- краткая информация о направлениях деятельности, специфике учреждения, целях и задачах, полное наименование учреждения, адрес, карта проезда, почтовый адрес, банковские реквизиты, вышестоящий орган управления, контактные телефоны, E-mail, режим работы, условия приема, история учреждения, традиции, достижения;
- сведения об администрации учреждения, контактная информация (телефоны, E-mail), фотографии представителей администрации, график приема посетителей;
- нормативная правовая база деятельности учреждения (устав, положения, сведения об аттестации и т.п.).
3.2.2 Статистическая информация:
- сведения о педагогическом коллективе;
- сведения об учебно-материальной базе;
- количественный состав учащихся, количество классов по параллелям, наполняемость классов.
3.2.3 Информация об образовательном процессе:
- расписание занятий;
- сведения о проведении плановых мероприятий;
- сведения о занятиях по интересам, факультативах, курсах по выбору;
- сведения о кружках, клубах, общественных организациях;
- информация об организации шестого школьного дня.
3.2.4 Дополнительная информация:
- сведения о достижениях учреждения (сведения о медалистах, участниках олимпиад, процент поступления в вузы, ССУЗы и т.п.);
- методические разработки специалистов учреждения;
- праздники, конференции, творчество учащихся и педагогов;
- музей.
3.2.5 Новости учреждения, новости вышестоящих организаций (в виде лент новостей).
3.3   В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь № 60 от 1 февраля 2010 г. "О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет" интернет-сайты учреждений образования и органов управления образованием должны формироваться на русском и (или) белорусском языках, а при необходимости также на одном или нескольких иностранных языках. Учреждения, осуществляющие экспорт продукции за пределы Республики Беларусь, дополнительно обеспечивают формирование языковой версии на одном или нескольких иностранных языках.

 4. Требования к оформлению главной страницы сайта учреждения образования

На главной странице должны размещаться следующие элементы: контактные данные, ленты новостей, голосование, навигационные элементы, ссылки на основные разделы ресурса, ссылка на раздел «Шестой школьный день», баннеры, приветственный текст - способствующие формированию позитивного и прогрессивного имиджа современного учреждения образования.

 5. Требования к сопровождению раздела «Шестой школьный день»

5.1 Создать на сайте тематический раздел «Шестой школьный день».
5.2 Обеспечить быстрый и легкий доступ к данному разделу с главной страницы официального сайта (баннер, ссылка, кнопка и т.п.).
5.3 При создании раздела следует ориентироваться на аудиторию родителей (официальных представителей) учащихся. Раздел может содержать информацию о плане работы учреждения образования в шестой школьный день, программу проведения мероприятий, отчеты и фото- и видеоматериалы.
5.4 Информацию о предстоящем шестом школьном дне необходимо размещать на официальном сайте не позднее пятницы текущей недели.

 6. Требования к сопровождению раздела «Медиатека»

В разделе «Медиатека» должна содержаться информация о деятельности библиотеки и медиатеки учреждения образования:

6.1 Общие сведения:

-         Сведения о кадрах (штат медиатеки, образование, стаж работы).
-         Режим работы, номер рабочего телефона, электронная почта.

6.2 О библиотеке:

-         Правила пользования библиотекой.
-         Нормативно-правовое обеспечение библиотек.
-         Основные направления работы библиотеки.
-         Фонд библиотеки.
-         Мероприятия с учащимися, педагогами.
-         Информирование о новинках литературы.
-         О нашей школе в СМИ

6.3 О медиатеке:

-         Нормативно-правовое обеспечение по информатизации медиатек.
-         Основные направления работы медиатеки.
-         Услуги медиатеки.
-         Перечень ЭСО по предметам (в т.ч. разработанные педагогами)
-         Полезные ссылки на Интернет-ресурсы (педагогам, учащимся, родителям).
-         Информирование о новинках ЭСО.
-         Материально-техническая база медиатеки.

 7. Требования к информационному наполнению сайта управления образования

На сайте управления образования должны быть представлены следующие блоки информации:

3.2.1 Общая информация об управлении:

- краткая информация о направлениях деятельности, целях и задачах, полное наименование, адрес, карта проезда, почтовый адрес, банковские реквизиты, вышестоящий орган управления, телефоны, E-mail, режим работы;
- сведения о структуре управления, контактная информация руководства и специалистов (телефоны, E-mail), график приема граждан;
- нормативная правовая база деятельности органа управления.

3.2.2 Статистическая информация:

-   сведения о сети учреждений образования района (список учреждений с указанием полного и краткого наименования, почтового адреса, ФИО руководителя, контактных телефонов, E-mail, ссылки на официальный сайт);
-   сведения о количественном и качественном составе учащихся и педагогических работников региона, количестве учреждений образования по типам;
-   сведения о выполнении социальных стандартов в области образования.

3.2.3 Информация о системе образования:

-   сведения о проведении плановых мероприятий;
-   сведения о внешкольной работе (кружках, клубах, общественных организациях);
-   закрепление микрорайонов за учреждениями образования.

3.2.4 Дополнительная информация:

-   сведения о достижениях района (сведения о медалистах, участниках
олимпиад, процент поступления в вузы, ССУЗы и т.п.).