Лаборатория Робототехники «STEAM-академия»

Лаборатория робототехники «STEAM-академия»

   

  В последнее десятилетие в сфере образования значительно увеличился интерес к образовательной робототехнике. На современном этапе наблюдается эффективное внедрение в работу учреждения образования современного цифрового учебного оборудования и цифровых образовательных ресурсов нового поколения. Робототехника в образовании – это междисциплинарные занятия, интегрирующие в себе науку, технологию, инженерное дело, математику, основанные на активном обучении учащихся. Робототехника представляет учащимся технологии XXI века огромные возможности, способствует развитию их коммуникативных способностей, пространственного воображения, развивает навыки взаимодействия, самостоятельности при принятии решений, раскрывает творческий интеллектуальный потенциал. Дети и подростки учатся с интересом, когда они самостоятельно создают, изобретают и видят результаты своего труда. Такую стратегию обучения помогает реализовать образовательная среда Лего.   

  Организация деятельности Лаборатории робототехники «STEAM-академия» (далее Лаборатория) на базе ГУО «Минский городской институт развития образования» для педагогов и учащихся является одним из возможных комплексных решений обозначенной перспективы.

   Приоритетной целью организации и функционирования Лаборатории является обеспечение доступа педагогов и учащихся к современным достижениям в области кибернетики и овладения ими основами работы с робототехникой посредством использования технологических наборов Лего.

  Лаборатория робототехники призвана стать своеобразной стажировочной площадкой для педагогических работников учреждений образования в деле овладения основами работы с робототехникой, передовыми технологиями Lego, методиками использования робототехники в образовательном процессе, обмена эффективным педагогическим опытом, а также предоставить возможность учащимся обучаться на базе лаборатории с педагогами, преподавателями (сотрудниками), имеющими соответствующий уровень образования.


Задачи Лаборатории:

  • организация образовательно-развивающей среды для удовлетворения потребностей обучающихся в ознакомлении и освоении современных технологий в области информатики и кибернетики, роста их личностного потенциала;
  • организация научно-педагогических исследований на базе Лаборатории;
  • распространение передового педагогического опыта в сфере использования и внедрения современных технологий в педагогическую практику.

Функции, возлагаемые на Лабораторию:

  • образовательная;
  • организационная;
  • информационная;
  • аналитическая;
  • консультационно-методическая.

Категории обучающихся, на базе Лаборатории:

  • учащиеся 5-8 классов учреждений общего среднего образования;
  • педагоги по предметам информатика, физика;
  • педагогические работники учреждений образования, заинтересованные в использовании современных информационных технологий.

Основные направления деятельности Лаборатории

  1. Организационно-методическая деятельность:
  • Организация повышения квалификации для педагогических работников учреждений образования города.

Повышение квалификации по тематике «Развивающие конструкторы LEGO в образовательной практике современной школы» 2015 год: в период с 08.06 по 13.06.2015 года и с 28.09 по 03.10.2015 года.

с 2016 года – два повышения квалификации в календарный год.

  • Организация обучения на платной основе для педагогических работников, учащихся учреждений образования города и широкого круга слушателей.

Обучение на платной основе по тематике «Основы проектирования, конструирования и программирования роботов с использованием набора Лего» для педагогических работников и учащихся по заявкам учреждений образования, а также для широкого круга слушателей по мере комплектования групп (количество обучаемых в группе – 10 человек).

  • Консультационная деятельность для педагогических работников, учащихся учреждений образования города и широкого круга слушателей.

Тематические, индивидуальные консультации по вопросам определения нового содержания образования, форм, методов и средств обучения по предметам математика, информатика, физика в условиях функционирования лаборатории робототехники, а также возможности использования потенциала Лаборатории в работе с высокомотивированными учащимися, во внеурочной деятельности, при организации профориентационной работы.

  • Методические мероприятия для педагогических работников, учащихся учреждений образования города и широкого круга слушателей.

Семинары, семинары-практикумы, мастер-классы для педагогических работников, учащихся учреждений образования города и широкого круга слушателей по основам проектирования, конструирования и программирования роботов с использованием набора Лего. Основное целевое назначение мероприятий заключается в предоставлении возможности широкому кругу педагогических работников ознакомится с основными возможностями Lego-лаборатории, на практике опробовать ресурс Лаборатории, выявить потенциал для использования в образовательном процессе и во внеурочной деятельности.

  • On-lineмероприятия для педагогических работников, учащихся учреждений образования города и широкого круга слушателей.

Являясь одной из наиболее современных и интересных форм проведения мероприятий по распространению передового педагогического опыта в сфере использования технологий робототехники, видеоконференцсвязь дает возможность проведения широкомасштабных дискуссий, семинаров виртуальных консультаций (по средством программ-мессенджеров: Skype, ooVoo) с большим количеством участников, как в столичном регионе, так и возможность соединения с коллегами за пределами Республики Беларусь.

2. Инновационная деятельность:

  • Организация и внедрение элементов робототехники в практику современной школы.

Важным аспектом является осуществление организационно-методического обеспечения процесса выявления, изучения, обобщения передового педагогического опыта использования технологий робототехники в образовательной практике.

  • Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся.

Одним из продуктивных методов, позволяющих активизировать личностный потенциал учащегося является учебно-исследовательская и проектная деятельность. Для успешного управления проектно-исследовательской деятельностью обучающихся, прежде всего, необходимо обеспечить профессионально-грамотное педагогическое сопровождение проекта как в отношении выбора темы и содержания (научное руководство), так и в отношении собственно работы и используемых методов (методическое руководство). Научное руководство требует от учителя поддержки определённого научного уровня, ориентированности на результат и инновационную направленность исследований и проектных разработок обучающихся.

  • Участие в международных проектах с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Организация мероприятий по инициированию и координации участия педагогических работников столичного региона и работников Минского городского института развития образования в проектах, связанных с деятельностью лаборатории робототехники за пределами Республики Беларусь, в рамках содействия осуществления информационного обмена.

  • Расширение географии международного сотрудничества в области внедрения элементов робототехники в образовательный процесс.

Организация международного сотрудничества.

3. Научно-методическая деятельность:

  • Освоение и применение современных программных, технических средств обучения и информационных технологий в образовательном процессе.

Организационно-методическое, техническое сопровождение.

  • Разработка методических и практических рекомендаций в сфере использования и внедрения элементов робототехники в образовательный процесс.

Разработка и рецензирование методических пособий, рекомендаций.

Материально-технические оснащение Лаборатории

  1. Настольные персональные компьютеры (ноутбуки) – 16 шт.
  2. Набор конструкторов Лего:

  • Электросервомотор – 3 шт.
  • Встроенные в моторы датчик вращения – 3 шт.
  • Ультразвуковой датчик – 1 шт.
  • Датчик звука (микрофон) – 1 шт.
  • Датчик цвета – 1 шт.
  • Датчик касания – 2 шт.
  • Оптический датчик – 1 шт.
  • Перезаряжаемая аккумуляторная батарея – 1 шт. Соединительные кабели – 7 шт.
  • Зарядное устройство аккумуляторной батареи – 1 шт.

Элементы LEGO® Technic (Приложение 1, 2).

  1. CD с программным обеспечением LEGO MINDSTORMS Education ­– 1 шт.
  2. Руководство пользователя Лего (инструкция по сборке) – 1 шт.
  3. Интерактивный проектор ­– 1 шт.
  4. Многофункциональное устройство ­– 1 шт.
  5. Зарядные устройства для настольных персональных компьютеров (ноутбуки) – 16 шт.

Буклет лаборатории

Циклограмма деятельности лаборатории